Если товар хорош, и по сходной цене – его берут, не раздумывая. Почему же форумы снегоходчиков наводнены темами в духе: «Брать ли Поларис? У кого был опыт – что посоветуете?», и им подобными, с многостраничными комментариями и противоположными мнениями? Можно ли рассматривать технику американского бренда Polaris как достойную альтернативу самой массовой в России зарубежной марке (BRP), или это лишь выбор немногих ценителей «настоящих американцев»?
В этой статье мы сравним модели Polaris со снегоходами другого топового бренда — BRP, чтобы объективно оценить их сильные и слабые стороны.
Поларис представляет свою мототехнику в шести основных категориях. Класс горных снегоходов – самый массовый из них – стал центральным «полем битвы» бренда с конкурентами за мировое господство. В отличие от бюджетных «туристов», здесь практически не применяется заимствованное дооснащение — только собственные разработки компании. Когда Ski-Doo «бросили перчатку», удлинив гусеницу до 151 дюймов, Polaris «ответили» им 166-дюймовой. Дальше оба соперника перешли на «супердлинные» 174-дюймовые гусеницы, потребовавшие облегчения и переработки подвески. Теперь зрелищная борьба идет за каждый грамм: Polaris «козыряет» своей Pro-RMK React, ультра-легким шасси и цепным приводом, а Ski-Doo – феноменально управляемой на склоне подвеской tMotion и гусеницей Powder Max II с 63-мм грунтозацепом.
Три безусловных хита Polaris — 850 RMK KHAOS, PRO-RMK, SKS. Они выпускались с 2019 года в трех модификациях: на 155-й, 163-й и 146-й гусенице. В 2022 году к уже знакомым 800-кубовым моделям на 155-й гусенице добавились турбированные версии. 850-кубовые модели комплектуются подвеской RMK React и RMK KHAOS, лыжами Gripper, трансмиссией QuickDrive. Это снегоходы для профессионального катания: они требуют от водителя большего, чем базовые навыки. Цена зависит от года выпуска: версия PRO-RMK 2019 (в стандартной комплектации) обойдется в 1 126 000 р, версия 2022 года будет стоить от 1 312 000 р за «атмосферник», и от 1 952 000 р за турбированный.
Горные снегоходы BRP Lynx BOONDOCKER, несмотря на меньшее модельное разнообразие, составляют жесткую конкуренцию даже «собратьям» Ski-Doo, выставившим на мировое первенство модели FREERIDE и SUMMIT X. Снегоходы Lynx BOONDOCKER — это 165-сильные, длиннобазные «пули» с коротким тоннелем и низким сиденьем Они оснащены усовершенствованной подвеской PPS2 со спортивными амортизаторами KYB и позволяют выполнять серьезные прыжки с трамплинов и снежных свесов. Оборудованы «горячим запуском», дополнительной защитой от снега, 146-й гусеницей с 76 мм зацепами, допускающими езду по глубокому снегу.
Снегоходы Ski-Doo не отстают. Модель FREERIDE — лучшая «пушка» в классе. Идеально подготовлена для энергичных маневренных покатушек. Модель SUMMIT X — «житель» глубокого снега. Для покорения самых трудных рельефов они оснащены лучшими в своей категории моторами, облегченным шасси с укороченным тоннелем, регулируемой подвеской и «зацепистыми» подножками, повышающими безопасность водителя. Стоимость турбированного FREERIDE 850 E-TEC 2021 года – 2 082 000 р. SUMMIT SP 154″ 850 E-TEC – от 1 445 000 р.
У Polaris есть три популярных кроссовера: 850 INDY XC и Adventure (оба — на 137 гусенице), а также Switchback (на 136-й гусенице). Они «перешли» из категории горных с небольшими изменениями: сниженный на 7 см ход задней подвески, увеличенная до 108 см лыжная база, широкие лыжи PRO-STEER. Чтобы оборудовать их для путешествий, придётся купить и установить дополнительные комплектующие, начиная с сиденья. Базовая комплектация — практически «раздетый» аппарат, предназначенный для покатушек по бездорожью и холмам средней крутизны. Без дооснащения (электростартер, система безопасности, спидометр, розетка) на нем будет некомфортно добираться до места тренировок — проще довезти снегоход на прицепе.
Кроссоверы Ski-Doo представлены линейкой BACKCOUNTRY. Они собраны на платформе REV Gen4 оснащены 154-й гусеницей, спортивным сцеплением, мягкой задней подвеской CMOTION с амортизаторами KYB PRO. Передняя подвеска — спортивная RAS X с лыжами «Пилот» DS 2. Стоимость – от 1 662 000 р.
Одна из популярных версий — 850 BACKCOUNTRY XRS на 155 гусенице – сбалансированная, позволяющая одинаково комфортно преодолевать пухляк, заросшие склоны и утоптанные скоростные участки. Мощный двигатель дает достаточный запас «момента», а 40-см гусеница с грунтозацепом 64 мм – возможность реализации его потенциала. Спортивные сцепление, передняя и задняя подвеска, плюс развитая облицовка и узкое сиденье – на этом кроссовере можно свободно «закладывать» любые углы. Стоимость от 1 662 000 р (в минимальной комплектации).
У Lynx есть две серии кроссоверов: XTRIM (600, 850 и 900-кубовые аппараты с туристическим уклоном) и XTERRAIN (850-кубовая версия). Обе — на 155 гусенице, задней подвеске PPS и передней LFS, с лыжами Blade XC и узкой лыжной базой. Они позволяют уверенно чувствовать себя на глубоком пухляке и заросшем склоне. Оба снегохода хорошо управляемы и дают достойную динамику для реализации водительского мастерства без ущерба комфорту. Стоимость — от 1 751 000 за XTERRAIN, и 1 349 000 за XTRIM.
Здесь преимущественно за всех «отдувается» старая, но популярная, недавно прошедшая проработку модель 650 INDY XC 137 (на шасси Matryx), с двухцилиндровым двухтактным инжектором жидкостного охлаждения. Это легкий, удобный для невысоких райдеров снегоход. За счет кроссового профиля он предоставляет хорошую ветрозащиту и эргономику управления. Подвеска регулируемая: передняя — Matryx, задняя — PRO-CC с амортизаторами FOX QS3. Гусеница — короткая 137-дюймовая (3475 мм), шипованная (опционально). Лыжная база регулируется (от минимальной в 91 см.) Вес небольшой — всего 215 кг. Цена немаленькая 1 262 000 р за базовую комплектацию.
В арсенале Ski-Doo — линейка MXZ. Модели X-RS — мощные, отзывчивые на курок газа снегоходы. Это синтез впечатляющей динамики и комфорта. Передняя подвеска RAS X допускает резкие маневры без потери четкости управления. Трансмиссия pDrive – регулируемая. Тормоза — спортивные Brembo с усиленной магистралью. Есть дополнительная защита днища. Задняя подвеска rMotion X (как и передняя) оснащена амортизаторами KYB. Цена – от 1 481 000 р за версию 2022 года.
В линейке RAVE Lynx радует моделью RAVE RS-C 600 RS E-TEC — легкой 600-кубовой моделью на платформе RADIEN. Гусеница 137 дюймов с 41 мм зацепом в паре с лыжами Blade XC позволяет проходить повороты на максимальной скорости, не теряя устойчивости и сцепления с трассой. В модели 2021 года доработана ветрозащита, сиденье, задняя подвеска, установлена «чувствительная» муфта pDrive. Стоимость снегохода – от 1 525 000 р.
Небольшие бюджетные «туристы» – ниша, которую Polaris занимают почти в одиночку. Конкуренцию им составляют только более дешевые, но менее надежные азиатские «клоны» Yamaha и BRP. Polaris предлагают легкие (201–212 кг сухой массы) снегоходы, оснащенные 550-кубовым 50-сильным двухтактным мотором с карбюраторной системой питания и воздушным охлаждением. Вариаторы — CVTech. «Почти шестисотки» на 144-й и 155-й гусенице — INDY LXT ES и RMK EVO – урезаны в комплектации, но полностью отвечают основной задаче. Маневренные, мягкие, устойчивые, с лыжной базой 99 см, регулируемой подвеской RMK EVO «туристы» разгоняются до 80 км/ч, даже с пассажиром и багажом. Цена: INDY LXT ES без электростартера, зеркал и даже розетки (в бюджетной комплектации) — 840 000 р. RMK EVO — 787 000 р.
Туристы от Ski-Doo представлены семейством Expedition. Это настоящие «круизеры» в мире снегоходов. Их задняя подвеска оснащена пневмоамортизатором, лыжная база — регулируемая, от 91 до 108 см. Комфорт добавляют мягкое модульное сиденье раздельной высоты и проработанная ветрозащита.
Lynx ADVENTURE – перспективная 600-кубовая модель. В умелых руках способна круто закладывать «восьмерки» и беспроблемно везти немалый багаж за счет расширенной платформы. Обеспечивает легкое руление благодаря лыжам BLADE XC, допускает установку более удобного узкого сиденья. Подходит для обучения новичков благодаря трехступенчатой регулировке мощности. Цена Lynx Adventure 2022 года – 1 203 000 р.
В России представлены тремя семействами: Titan (модификации XC, SP), Adventure и Voyageur. Модели Titan и Adventure — 800-кубовые, «стоят» на 155-дюймовой, 50 мм шириной, гусенице. Снегоходы Voyageur — комплектуются более скромной 146-дюймовой гусеницей и 600-кубовым двигателем. Они двухместные, с высоким лобовым стеклом, полноценным пассажирским «диваном» и модульной багажной платформой. Шасси — AXYS, руль и подвеска регулируемые, привод «коробки» – цепной. Весят скромно: Voyageur — 220 кг, Titan и Adventure – 275 кг сухой массы. Цена: от 1 126 000 р за 600 сс Voyageur до 1 402 000 р – за Titan.
Утилитарники от BRP чуть тяжелее, но более комфортны. Они представлены двумя семействами: Ski-Doo Skandic и Lynx 49,59,69 Ranger, каждое из которых имеет большое количество модификаций.
Снегоходы Ski-Doo Skandic — мощные, благодаря широкой 60-см гусенице и платформе REV Gen4 обеспечивающие повышенную устойчивость и проходимость. Модель 2022 года в базовой комплектации стоит от 1 125 000 р за 600-кубовую версию, до 1679 000 р — за 900-кубовую.
Снегоходы Lynx Ranger (49, 59, 69) в стандартной комплектации имеют расширенный пакет опций и «заточены» под комфортное путешествие вдвоем. Высокий 59-мм грунтозацеп позволяет развить высокую скорость на рыхлом снегу, поэтому делает модель подходящей для бодрого катания в одиночку. Легкий 49 Ranger обойдется в 1 270 000 р. У 59 Ranger — 600-кубовая версия с двухтактным двигателем стоит от 1168 000 р, 600-кубовая с четырехтактным (АСЕ) мотором — от 1 294 000 р, 900-кубовая с четырехтактным двигателем (АСЕ) — от 1 616 000 р. 69 Ranger стоит от 1 686 000 р.
Среднекубатурные утилитарники Lynx YETI – легкие, маневренные, но устойчивые, с достаточным объемом грузовой платформы. Уже в базовой комплектации оснащаются мультимедийным инфоцентром. Стоят от 1 007 000 р.
120 INDY – легкий (сухая масса 66 кг), одноместный мотовездеход на 69-дюймовой гусенице. Предназначен для начинающих и совсем юных райдеров. Имеет аскетичную комплектацию, не отвлекающую от руления: без стартера, фаркопа, розетки, багажника, спидометра или тахометра. Далеко, правда, не уехать – объем бака всего 1.9 л. Плюс, оборудован системой «родительского контроля». Двигатель – карбюраторный, одноцилиндровый, 120-кубовый «воздушник» жидкостного охлаждения. Цена – вполне бюджетная, даже на фоне отечественной техники: 283 000 р за дорестайлинговый, и 452 000 р – за модель 2022 года.
Основным аргументом против покупки снегоходов Polaris были претензии некоторых пользователей к качеству моторов Patriot и компоновке: клеевые соединения несущих конструкций ломались при разборке. До 2015 года состоялся ряд гарантийных замен по причине внезапных отказов 600-кубового двигателя, преждевременной течи сальников и износа коренных подшипников приводного вала, связанных с масляным голоданием.
Возможно, виновниками этого могли быть сами владельцы, перегревшие технику, или не выдержавшие щадящего режима обкатки новых аппаратов. Точного количества отказов не подсчитывал никто. Но прецедент был создан, предан огласке, и сыграл не на руку «американцам»: их разработка стала морально проигрывать двигателям Rotax. В отличие от моторов Patriot, Rotax, кроме призовой истории, имеют хороший авиационный потенциал (в авиации отказы смертельно опасны и не имеют места быть в принципе). Сейчас для топовых моделей компания Polaris выпускает моторы, режимы работы которых строго контролируются электроникой, предусматривающей расширенную диагностику и работу с топливными картами.
Самый существенный минус техники Polaris — скромный выбор моделей в сегменте утилитарных снегоходов, самом востребованном. В остальном техника Polaris действительно хорошая, в некоторых характеристиках и конструктивных решениях — уникальная. Почему же число владельцев Polaris в России так медленно растет? Причина скорее не в самой технике, а в боязни покупателя «остаться один на один» со снегоходом, требующим обслуживания. Чтобы элементарно поменять топливный фильтр на Поларисе, нужно забраться глубоко под капот. И делать это придется самому, если до ближайшего сервиса несколько тысяч километров. Ведь марка довольно скромно представлена на отечественном рынке — и это же касается наличия в продаже запчастей.
В отличие от Polaris, бренд BRP имеет дилерские центры во всех крупных городах России. Оригинальную деталь не нужно ждать две недели, а на любой запрос отвечают оперативно. Техника Ski-Doo и Lynx часто представлена в снегоходных школах — её можно протестировать прежде, чем покупать. А обширное коммьюнити всегда готово поддержать совместными покатушками или советом. Всё это зачастую «перевешивает» даже выгодную цену или топовое оснащение.