Yamaha Viking — настоящая легенда среди утилитарных снегоходов. Первая версия увидела свет в далеком 1988 году. С тех пор сменилось пять поколений снегоходов Викинг(последнее выпустили в 2018) — они менялись и внешне, и по характеристикам. И до сих пор продолжают оставаться востребованными.
Но сегодня кроме них есть и другие утилитарники, заслуживающие внимания. Мы сравним Viking с линейкой Ski-Doo Skandic, которая завоевала популярность в середине «нулевых», и с тех пор уверенно вытесняет конкурентов.
В линейке Yamaha Viking всего одна модель — VK540. Еще у нее есть старший собрат (Viking Professional II EPS), более мощный и тяжелый. Упор в обзоре мы будем делать на VK540, но где понадобится — упомянем и вторую модель.
У Skandic выбор побольше — есть три модели: Skandic Sport 600 EFI ES, Skandic WT 900 ACE ES и SWT 900 ACE ES. Первая модель одноместная, и сделана с уклоном в спорт. Две других (900 ACE) — двухместные, и отличаются шириной гусеницы.
Дизайн у снегоходов Викинг своеобразный и узнаваемый, и основная его концепция остается примерно такой же, что и в первых версиях. Первое, что бросается в глаза — это приплюснутый сверху бампер и установленное почти вертикально ветровое стекло. В остальном компоновка стандартная: длинное двухместное сиденье и грузовая платформа сзади, имеющая металлическую окантовку.
Платформа снегохода Викинг длинная и широкая: 3055 мм общей длины и 1190 мм ширины. Сиденье длинное — двум взрослым людям в толстой зимней одежде сидеть можно свободно. Но есть минус: сиденье сплошное, даже без перепада по высоте. Это небольшой, но минус — по нему можно просто скользить вперед-назад. Хотя у пассажира есть спинка и ручки, поэтому удерживаться на месте все-таки получится.
«Скандики» по размеру чуть более вытянутые: их длина — 3222 мм, ширина — 1089 мм. Грузовая площадка у них покрупнее (за счет большей длины платформы), и имеет платформу быстросъемных креплений Multi-LinQ, куда можно крепить аксессуары (различные держатели, кофры, багажные отсеки).
По сиденьям: у двухместных версий «Скандиков» они разной высоты, и пассажирская секция съемная. Для утилитарника это огромный плюс — на них нередко ездят в одиночку. Поэтому вы сможете снять пассажирское место, и взять с собой больше груза. Само место для пассажира имеет и спинку, и ручки. Под сиденьем имеется и грузовой отсек.
По дизайну: «Скандики» смотрятся интереснее и современнее. На первый взгляд и не скажешь, что перед вами — утилитарник, созданный для работы. Корпус у них узкий и короткий, с широким стальным бампером и широкой ветрозащитой. Ветровое стекло высокое, расходящееся по бокам — поэтому ехать на полной скорости даже в снежную бурю будет комфортно.
Еще один плюс в пользу «Скандиков»: руль у них расположен сравнительно высоко для утилитарника. Обычное дело для «рабочих» снегоходов — это низкий руль без возможности регулировки, поэтому ездить удобно было только сидя. Но это не всегда подходит: в некоторых ситуациях лучше ехать стоя (например, чтобы лучше обозревать окрестности). А некоторым просто так больше нравится — если кроме перевозки груза вы еще и удовольствие от поездки хотите получить. И руль «Скандика» для этого как раз подходит — даже высокому райдеру комфортно будет ездить стоя, не сгибаясь в три погибели.
Двигатель снегохода Викинг — это 535-кубовый двухтактник с двумя цилиндрами, воздушным охлаждением и электронным зажиганием. Выдает он 46 л.с.
За несколько десятилетий службы (а с двигателями «Викингов» Yamaha экспериментировали немного) он получил репутацию надежного и неприхотливого. Но для сухого веса почти в 300 кг, и тем более для утилитарника, который призван таскать грузы, это все-таки маловато. Нет, с буксировкой он справляется отлично, а без груза и пассажира даже до 90-100 км на ровном участке сможет разогнаться. Но все-таки запас тяговитости у него не впечатляет.
Зато «Скандик» в этом плане просто идеален: у младшей модели стоит двигатель на 85 л.с., у обеих старших — на 95 л.с. При сухом весе чуть меньше 300 кг это уже намного более весомый показатель, и без груза можно уверенно разогнаться до 105 км/ч.
Что касается двигателей: на всех трех моделях Skandic стоят Rotax, которые производит дочерняя компания BRP. У младшей модели двигатель двухцилиндровый, объемом в 600 «кубов», у старших моделей — 900-кубовые и с тремя цилиндрами. Бензобак у всех вмещает 42 л бензина (у «Викинга» тут небольшой перевес: в него можно влить 44 л топлива).
По мощности со «Скандиками» может потягаться только старший собрат «Викинга»: VK Professional II EPS. У него стоит литровый трехцилиндровик с жидкостным охлаждением, выдающий 125 л.с. Правда, преимуществом это не назовешь, потому что весит модель на 20% больше: около 360 кг.
Получается, что «Скандики» по производительности примерно такие же — на 1 кг веса у них приходится 0.32 л.с., а у старшего «Викинга» — 0.34 л.с. Но из-за большего веса «Викинг» проще закопать в снег, а раскапывать и вытаскивать — сложнее.
Лыжи у «Викинга» расставлены на 96 см, у «Скандиков» — на 88.9 см. Подвеска у всех моделей телескопическая, и с одинаковым ходом — 150 мм. Тут различий особых нет: телескопическая подвеска сама по себе сравнительно простая, и спрятана внутрь корпуса.
Зато отличия есть в гусенице. У VK540 стоит Camoplast Cobra длиной 3923 мм и шириной 500 мм, с грунтозацепом в 38 мм. Для утилитарника это практически золотой стандарт.
Длина гусениц у всех «Скандиков» примерно такая же. Ширина у двух младших моделей тоже 500 мм, а у самой дорогой — 600 мм, благодаря чему проходимость у нее лучше. Грунтозацеп у младшего «Скандика» составляет 32 мм, у старших — 38 мм.
Ход задней подвески у сравниваемых моделей отличается. У Viking это 278 мм, у Skandic — 239 мм. Меньший ход для утилитарнника — это плюс: гусеница плотнее прилегает к снегу, и снегоход лучше управляется.
Снегоход Викинг 2021 года в феврале стоит 841 тысячу рублей. Старшая модель с литровым двигателем — 1.391 млн.
На Ski-Doo Skandic цены такие:
Если вам не нужна лучшая производительность, и хочется по максимуму сэкономить — можно взять и Yamaha Viking. Несмотря на то, что в нашей стране они уже не так популярны — в продаже они есть, как новые, так и БУ. Но учтите, что и обслуживать их будет сложнее — сервисных центров меньше, запчасти тоже придется искать и ждать. А когда захотите продать снегоход — покупателя тоже искать нужно будет дольше.
А вот любой Ski-Doo Skandic — более перспективная покупка. Да, они стоят дороже «Викингов», но зато превосходят их по производительности и тяговитости (а поскольку мы выбираем утилитарник — это главное). Плюс они смотрятся современнее и интереснее, более комфортны, и имеют огромный выбор дополнительных аксессуаров, в том числе и для перевозки груза.