«Буран» — это снегоход-утилитарник, ставший легендой еще среди советских снегоходчиков. Производится он с 1971 года рыбинским предприятием «Русская Механика», и продолжает выпускаться до сих пор.
Чтобы объективно оценить сильные и слабые стороны снегоходов Буран, мы сравнили их с золотым стандартом утилитарников — снегоходами Ski-Doo Skandic.
«Буран» — это линейка двухместных снегоходов с одной лыжей и двумя гусеницами. В нее входят модели двух типов: с короткой (2.7 м) базой без грузовой платформы сзади,, и с длинной базой (3.1 м) с грузовой платформой сзади сидений. Кроме длины базы, отличия между моделями есть в комплектации, мощности и типе двигателя. В линейке 2021 года выходит пять моделей: А, 4Т, 4ТД, Лидер АЕ и Лидер АДЕ.
Ski-Doo Skandic 2021 года — это три снегохода:
Все модели имеют пару лыж и гусеницу. Отличаются двигателями, комплектацией и шириной гусеницы.
Глядя на «Бураны», можно подумать, что это расконсервированная техника с какого-то советского склада: смотрятся они максимально просто.
Дизайн корпуса за все годы выпуска менялся, но общая концепция осталась примерно той же, что и у самых первых моделей: короткий, широкий и высокий бампер с почти вертикальным высоким ветровым стеклом, и двухместное длинное сиденье с несъемным пассажирским местом (но со спинкой и ручками для пассажира). Подножки широкие и длинные, идут по всей длине платформы — и это плюс.
Размеры снегоходов Буран — от 2.7 до 3.1 м. Весят «Бураны» в диапазоне 285 до 316 кг.
«Скандики» в плане дизайна явно выигрывают: внешность у них современная. Если по «Буранам» сразу понятно, что это бюджетные снегоходы для работы, то любой из Skandic такого впечатления не производит. Передняя часть у них более заостренная, ветровое стекло больше наклонено.
По размеру снегоходы Skandic длиннее, чем «Бураны»: чуть больше 3.2 м. Ширина в самом широком месте — 1089 мм (у «Буранов» 910 мм), но за ветрозащитой корпуса сиденья и подножки более узкие.
За сиденьями у «Скандиков» есть свободное место. У моделей с 900-кубовым двигателем это грузовая площадка с металлической рамой по периметру. У спорт-версии — это «хвост» с системой креплений LinQ, куда можно установить дополнительные аксессуары (кофры, держатели, сумки). Вес соизмеримый: в районе 300 кг.
Снегоходы Буран могут буксировать прицеп массой до 250 кг. У каждой модели есть фаркоп и грузовой отсек под сиденьями. У моделей с длинной базой еще есть небольшая грузовая площадка сзади.
«Скандики» могут взять почти в 3 раза больше груза: до 700 кг только на прицеп. У 900-кубовых моделей можно нагрузить еще багажную площадку, и отсек под сиденьем. У 600-кубовой модели «обычной» багажной площадки нет, но есть отсек под сиденьем, и багажный отсек в комплектации сзади водительского места, плюс можно докупить и установить дополнительные кофры сзади.
Поскольку мы выбираем утилитарник — двигатель должен быть достаточно мощным, чтобы вытянуть снегоход с максимальной расчетной нагрузкой.
У снегоходов Буран стоят карбюраторные или инжекторные 2-цилиндровые двигатели с воздушным охлаждением. Диапазон мощностей — от 27 до 34 л.с., объем бензобаков — 28 л, заливать можно и АИ-92. Модели, в конце названия которых есть буква «Е», имеют электростартер.
У «Скандиков» двигатели намного серьезнее: это 600- и 900-кубовые Rotax с жидкостным охлаждением. У Sport-версии мотор 2-цилиндровый, выдает 85 л.с. У 900-кубовых моделей — 3-цилиндровый, мощностью 95 л.с. Все «Скандики» стабильно разгоняются до 100+ км/ч (тогда как у «Буранов» по паспорту указана расчетная скорость в районе 60-65 км/ч).
Бензобаки одинаковые — вместимостью 42 л. Правда, к топливу снегоходы более капризны — заливать в них лучше АИ-95, и желательно следить, чтобы бензин был хорошим. В базовой комплектации у всех есть электростартер.
Трансмиссия как у «Буранов», так и у «Скандиков» вариаторная. Набор передач отличается тем, что у «Буранов» нет парковочной передачи (а у самых дешевых моделей еще и нет деления на повышенную-пониженную — у них есть только одна передача вперед).
У «Скандиков» есть повышенная и пониженная передние передачи, нейтралка, задний ход и парковочная передача.
У снегоходов Буран все максимально просто: рессора спереди и независимая пружинная подвеска сзади, ход у обеих — 50 мм. Естественно, что быстро по неровной поверхности не поедешь — каждая кочка будет ощущаться. Но зато для буксировки это плюс: короткий ход не даст прицепу болтаться.
Гусеницы две. В зависимости от модели, они имеют длину от 2788 до 3685 мм. Ширина у всех одинаковая — 380 мм у каждой, итого получаем 760 мм, плюс расстояние между гусеницами. Грунтозацеп тоже один на всех: 17.5 мм.
У «Скандиков» подвеска более комфортная. Спереди телескопическая, сзади — регулируемая, с блокируемой задней тележкой (что полезно для буксировки). Расстояние между лыжами составляет 88.9 мм, а ход передней подвески — 150 мм. Гусеница у них длиной чуть больше 3.9, с грунтозацепом в 38 мм. Ширина у 600-кубовой модели и у Skandic 900 WT составляет 500 мм, у Skandic 900 SWT — 600 мм.
Общие черты обоих линеек — это плавная и предсказуемая управляемость. У «Буранов» это достигается за счет одной лыжи, не слишком мощного двигателя и двух гусениц. На таком снегоходе не заложишь крутой вираж, но зато и вряд ли перевернешься.
У «Скандиков» управляемость чуть порезче — за счет узкой лыжной колеи. Но за счет телескопической подвески, немаленькой длины и широкой гусеницы она не такая резкая, как у чисто спортивных снегоходов. Так что сидеть за рулем «Скандика» спокойно сможет и новичок.
На начало весны 2021 снегоходы Буран стоят от 289 до 376 тысяч рублей, Ski-Doo Skandic — от 1.078 млн (за одноместную модель) до 1.627 млн рублей (за SWT).
Мы имеем две совершенно разных по всем критериям линейки, поэтому с выбором проблемы вряд ли возникнут.
Снегоходы Буран хороши в первую очередь своей ценой, неприхотливостью в эксплуатации, простым устройством всех узлов и простым управлением. Брать такие стоит, если вы готовы пожертвовать комфортом, вам не нужна максимальная скорость, и вам достаточно грузоподъемности в 250 кг.
«Скандики» же на порядок более эффективны: и груза возьмут намного больше, и ездить на них комфортнее, и едут они быстрее (как пустые, так и полностью загруженные). Плюс на них можно докупать различные аксессуары, а если захочется — то покататься ради удовольствия.