Снегоходы Stels позиционируются как бюджетная техника, подкупающая простотой и надежностью. По заверениям производителя, она одинаково подходит для новичков и опытных снегоходчиков. Но, в то же время — снегоходные школы поголовно укомплектованы Ski-Doo и Lynx, а не отечественной техникой.
Популярная модель «Викинг» недавно претерпела рестайлинг, позволивший ей несколько приблизиться по показателям надежности, скорости и комфорта к BRP. В версии 2.0, после установки канадского вариатора CV-Tech, производители обещают твердые 100 км/ч и улучшенную динамику. Но стоит ли брать отечественную бюджетную замену «канадцам» и «американцам»? Разберемся в статье. Для этого мы сравним технику Stels со стандартом индустрии — снегоходами Ski-Doo и Lynx.
Отечественная техника — практичная, более «заточенная» под повседневные задачи, чем под фристайл или экстрим.
Модели:
В арсенале популярных импортных производителей не так много утилитарных моделей, сходных по характеристикам со Стелс. Поэтому корректное сравнение можно провести лишь с несколькими: у Ski-Doo это будет Skandic в 600 и 900-кубовой версии, у Lynx — Ranger (49, 59, 69).
Снегоходы Стелс (Викинг, Ермак, Росомаха) комплектуются всего двумя вариантами двигателей: 800 кубовым 2-цилиндровым инжекторным V-образным четырехтактником жидкостного охлаждения, и 600-кубовым двухцилиндровым двухтактником. Первый – GAOKIN GK2V91MW. Он был бы полным, хоть и устаревшим, «клоном» знаменитого «ротаксовского» мотора, не вмешайся китайцы в конструкцию. Второй – 535-кубовый рядник, прототипом для которого стал мотор Suzuki, использовавшийся на тех же BRP (Bearcat 570 Arctic Cat), также произведен в Китае.
Система питания у двухтактных версий – карбюраторная. Она менее требовательна к качеству топлива, но склонна к перебоям при езде со значительным креном. Раздельная система смазки вынуждает тщательно следить за ее исправностью, но иногда – переливает, заставляя мотор дымить и забрасывая свечи. Электронный впрыск (EFI) на 800-кубовых версиях работает без нареканий, но снегоход с этим мотором стоит существенно дороже.
На Lynx и Skandic BRP ставят настоящие двигатели Rotax: тихие, безотказные, с ресурсом, иногда превышающим ресурс шасси. Эти моторы — эталон надежности, их до сих пор клонируют на востоке. Расход топлива: 11,3 л / 100 км — у 600-кубового Ротакса, и минимум 30 л/ 100 км — у его копии, которую ставят на STELS. Мотор Rotax ACE, установленный на Skandic SWT, в атмос ферной версии выдает 90, а в турбированной — все 150 л. с. Это значительно больше, чем 60 сил у 800-кубового атмосферника Викинга.
Передняя подвеска всех моделей STELS, за исключением Витязя, телескопическая. Она, позволяет перемещаться по пересеченной местности, не боясь веток под снегом и кустов. Колея лыж — широкая, 1020 мм, что положительно влияет на устойчивость при крене и поворотах. Маятниковая задняя подвеска, применяемая на топовых моделях Стелс, достаточно надежна, но не имеет регулировки по жесткости — в отличие от канадских снегоходов.
В модельном ряду Стелс есть снегоходы с гусеницей 500 мм и 600 мм, высота грунтозацепа которой — от 22 (Викинг S600) до 30 мм (Ставр). Они обеспечивают хорошее сцепление на снегу средней плотности и утоптанном покрытии. На Lynx 49,59,69 Ranger (гусеница 410, 500 и 600 мм, соответственно) грунтозацепы не ниже 38 мм — они, дают уверенный «держак» на рыхлом снегу. На легком 49 Ranger 2022 года грунтозацепы и вовсе увеличили до 59 мм.
Монолыжные модели Ермак и Мороз обеспечивают достойную проходимость на прямых участках, способны легко двигаться задним ходом (за счет двойной гусеницы и «танковой» подвески). Но ездить на них нужно уметь: при резком боковом маневре такая подвеска склонна к опрокидыванию.
Модели Стелс со склизовой подвеской устойчивы, оснащены нижней пластиковой защитой (корытом), допускают эксплуатацию в пассажирском и грузовом варианте. Дооснащение позволяет буксировать платформу весом от 350 до 500 кг.
Сухая масса популярной модели Викинг держится почти на уровне зарубежных показателей: 315 кг — против 354 кг у самого тяжелого Lynx 69 Ranger и 286 кг — у Ski-Doo Skandic.
У большинства моделей Стелс запас хода составляет 150 км. Емкость бака — 45 л. У Lynx и Skandic, расходующих около 11 л на сотню, с их 37 и 42-литровыми баками, запас хода не менее 350 км.
Несмотря на позитивные изменения в новых версиях, серьезных доработок по части удобства эксплуатации снегоход не получил. Редизайн рулевого управления, проработка пластиковой облицовки с изменением ее состава, замена втулки (источника люфтов в рулевой колонке) на подшипник — это не качественный шаг вперед, а типичное устранение конструктивных недочетов моделей.
Сегодняшние снегоходы STELS — это несколько морально устаревшая техника, предъявляющая к владельцу базовые требования в технической грамотности. Он должен вовремя замечать, где «шумит», подтягивать крепеж, менять масло и расходники, корректно прогревать и обслуживать снегоход перед стартом.
В продаже есть модели Стелс, различающиеся в цене почти в два раза. Это обусловлено разной кубатурой, классом и типом двигателя, стоимость которого составляет почти треть от общей цены снегохода. Правда, разница между мощностью дорогих и дешевых экземпляров одной кубатуры незначительна: 49-сильный «Мороз» (370 000 р), против 54-сильного «Викинга» (468 000 р).
Сравнение с моделями Ski-Doo Skandic и Lynx Ranger «уводит» целиком в пользу отечественных снегоходов: 678 000 за 60-сильный «Витязь», против 1 502 000 р за самый компактный 49 Ranger, или 1 089 000 р – за Skandic. Но есть нюанс: технику Стелс удешевили за счет применения более консервативных инженерных решений и отказа от дорогих элементов дооснащения. В плане эксплуатационных расходов подобный подход не несет выигрыша. Тяжелое шасси и высокий расход топлива вынуждают либо уменьшать километраж покатушек на одном баке, либо везти запас — что, в свою очередь, повышает затраты топлива.
Сравнительный анализ главных характеристик снегоходов — проходимости, надежности, простоты запуска и комфорта — указывает на однозначную победу брендов Ski-Doo и Lynx. Техника STELS — это «твердая» четверка по большинству показателей, кроме двух последних. Но недостатки с лихвой компенсирует цена снегоходов Стелс — даже в полной комплектации они вполовину дешевле более надежных и удобных конкурентов.
Брать ли середнячок, или «накопить и купить» — зависит от целей, для которых покупается снегоход, и уровня водительского мастерства того, кто будет на нем ездить. Например, серьезно «поотжигать» по пухляку на утилитарнике не получится. Стелс, позволит просто доехать из точки А в точку Б вдвоем, с запасом горючего, рыбацким или охотничьим скарбом. Спортивный сектор давно и прочно занят импортной техникой — преимущественно Ski-Doo и Lynx.
Технике Ski-Doo отдают предпочтение больше половины спортсменов из первой результативной «десятки» в чемпионате Европы и мировом первенстве по снуокроссу. Среди них — абсолютные чемпионы по снегоходному спорту, семья Рейнхам (брат и сестра – Адам и Марика Рейнхамы). А снегоходы Lynx от BRP очень популярны в женском кроссе — 6 участниц из 10 лучших выступали именно на этой технике.